Здравствуй, компьютер!
Регистрационная метка
Читальный зал Роботландии
Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура и мышка.
 

Первое знакомство

Слово компьютер известно любому малышу! Вот он компьютер на картинке — системный блок, монитор, клавиатура и мышка:

Компьютер

Это чудо техники можно увидеть на работе у папы или мамы. Может быть, компьютер есть у вас дома. И компьютеры работают у вас в школе!

Вероятно, вам известно ещё одно название компьютера — ЭВМ (Электронно-Вычислительная Машина).

Мы видим, что компьютер это: системный блок, монитор, клавиатура и мышка.

Системный блок скрывает самые важные части компьютера: процессор и память.

А монитор, клавиатура и мышка — это устройства ввода и вывода компьютера.

С клавиатуры и мышки в компьютер вводятся текст и команды. На монитор компьютер выводит текст и рисунки.

Основные части компьютера

Это — системный блок — главная часть компьютера. В нём находится процессор (“мозг” компьютера) и устройство хранения информации (“память” компьютера).

На лицевой панели системного блока есть кнопка включения компьютера и щели для дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия, энциклопедии, а также инструменты, помогающие работать на компьютере.

Это — монитор. Монитор похож на телевизор. Компьютер выводит на экран тексты, рисунки. Монитор — это устройство вывода. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Буквой “К” на рисунке условно обозначен компьютер, а стрелка показывает, что информация выводится из компьютера.

Это — клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатуру удобно использовать для набора (ввода) текста. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками — они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. Клавиатура — это устройство ввода текста и команд.

Стрелка на рисунке показывает, что информация вводится в компьютер.

Это — мышка. Когда мышь перемещается по коврику, её движение повторяет специальный указатель в виде стрелочки на экране монитора. Этот указатель называют курсором. У мышки есть кнопки, которыми можно щёлкать — задавать (вводить) команды. Мышка — это устройство ввода команд.

Дополнительные устройства

К компьютеру можно подключать дополнительные устройства.

Устройства вывода

Это — принтер. Принтер печатает на бумаге изображения и тексты, которые на него выводит компьютер. Принтер — это устройство вывода.

Часто компьютер комплектуется системой воспроизведения звука — звуковыми колонками. Звуковые колонки воспроизводят звуки, которые на них выводит компьютер. Звуковые колонки — это устройство вывода.

Наушники тоже воспроизводят звуки, которые на них выводит компьютер. Наушники — это устройство вывода.

Устройства ввода

Это — микрофон. C микрофона компьютер вводит звук. Микрофон — это устройство ввода.

Это — сканер. Сканер позволяет компьютеру вводит тексты и рисунки с бумаги. Сканер — это устройство ввода.

Любителям компьютерных игр хорошо знакомо устройство управления под названием джойстик. Джойстик — это устройство ввода команд.

Устройства ввода и вывода

К компьютеру можно подключать и другие устройства.

Популярно устройство флеш-память (или просто “флешка”):

На флешке можно хранить тексты, картинки, музыку, фильмы, то есть это устройство хранения информации.

Однако, в корпусе флешки находится не только электронная память, но и устройство управления, позволяющее передавать информацию от флешки к компьютеру и в обратном направлении.

Поэтому флешка — это устройства ввода и вывода. На флешку можно выводить информацию из компьютера и, наоборот, вводить в него.

Устройство ввода/вывода под названием модем позволяет разным компьютерам обмениваться информацией по Интернету:


Фотокамера

Видеокамера

Фотокамера и видеокамера имеют внутри карту памяти для хранения отснятого материала.

Компьютер может вводить информацию с карты памяти такого устройства и, наоборот, записывать информацию на карту памяти (выводить).

Получается, что фотокамера и видеокамера для компьютера — это устройства ввода/вывода.

А память камеры — это устройство хранения информации.

К компьютеру можно подключить станок на заводе. И тогда производство продукта происходит без участия человека.

Станок — это устройства ввода и вывода. Из компьютера в станок поступают команды (выводятся из компьютера) для управления работой станка. В компьютер от станка поступает информация (вводится в компьютер) о ходе работы станка.

На фотографии показан вышивальный станок, который работает под управлением компьютера.

Вышивальный станок (иллюстрация с сайта www.mosgorreklama.ru)

Устройством ввода и вывода для компьютера является и мобильный телефон:

Техника безопасности

Вы впервые пришли в кабинет информатики. Он очень похож на обычный школьный класс, но отличие сразу бросается в глаза: на каждом столе стоит компьютер. С сегодняшнего дня вы будете учиться работать с ним. Хочется верить, что компьютер станет вашим добрым помощником.

Чтобы помощник был добрым и красивым, надо к нему внимательно относиться. Компьютер не переносит грязи. Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные электромеханические устройства, портит электронные схемы.

Поэтому первое требование, которое надо соблюдать в кабинете информатики, — чистота.

В кабинете информатики должно быть чисто Нельзя приходить в грязной обуви и одежде. Почистите ваши пиджаки и портфели, прежде чем войдёте в класс.


Кушать надо в столовой! Вы не успели пообедать на перемене перед уроком информатики? Лучше потерпите, но не приносите с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между клавишами, их не так легко оттуда извлечь.


Жвачка запрещена Жвачка, какой бы вкусной она вам ни казалась, категорически запрещена каждому, кто сидит рядом с компьютером.


Руки должны быть чистыми Направляясь на урок информатики, взгляните на ваши руки. Этими руками вы сейчас будете набирать сообщения машине. И если под ногтями у вас грязно, если ваши пальцы — испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки испачкают, состарят и просто выведут из строя школьные ЭВМ.

Второе важнейшее требование в кабинете информатики — дисциплина.

Важнейшее требование — дисциплина! Ни одну клавишу (даже после того, как вы узнаете, что они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если вы нажмёте клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если машина подготовлена к уроку, а вы, не предупредив учителя, решили побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, подготовленный материал будет испорчен.


Не нажимайте кнопку выключения компьютера Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения компьютера от электрической сети. Это может привести к потере работоспособности компьютера. На восстановление уйдет много часов.


Высокое напряжение опасно для жизни Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру.


Нельзя барабанить по клавишам Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя.

Так же “нежно” нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру.


Не трогайте экран монитора Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами — на нем все равно останутся следы.

Правила поведения в кабинете информатики не слишком сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.

Компьютерные термины

На уроках вы узнаете много новых слов, которые станут для вас привычными. Сегодня вы прочитали про монитор, клавиатуру, мышку, системный блок. Увидели на картинках (а может быть дома или в классе) звуковые колонки, наушники, микрофон, сканер, принтер, джойстик, видеокамеру, — устройства, которые можно подключать к компьютеру.

Вот еще один термин, который будет встречаться в этой книге.

Объект

Этим словом в научной литературе часто называют предметы и явления.

Объектом изучения сегодня на уроке стал компьютер.

Мы будем много работать с объектами на экране монитора (экранные объекты). Обычно это — картинки, на которых изображены кнопки, значки, прямоугольные области.

Термин объект очень удобен: им можно заменять несколько слов сразу. Можно говорить: “на экране мы видим три объекта” вместо того чтобы длинно перечислять: “на экране находятся две нарисованных кнопки и одна прямоугольная область с текстом внутри”.

Приёмы работы с книгой

Начальная страница книги выглядит так:

Вид начальной страницы книги

Работая с книгой, вам придется часто “нажимать” экранные кнопки. Для того, чтобы выбрать урок, можно подвести экранный указатель-стрелочку к экранному объекту с нужным номером, нажать и сразу отпустить левую мышиную кнопку:

0. Здравствуй, компьютер! 1. Компьютер — наш помощник 2. Рабочий стол 3. Курсор 4. Пиктограмма 5. Программа и ее окно 6. Меню 7. Привет и Сочинитель 8. Контрольная работа

Нажатие мышиной кнопки в то время, когда экранный указатель находится над экранным объектом, называется щелчком на этом экранном объекте.

Для выполнения щелчка на экранном объекте нужно:

  • навести на объект экранный указатель (курсор);
  • нажать и отпустить мышиную кнопку.

Войти в раздел книги можно и при помощи щелчка на нужной строчке оглавления:

0.  Здравствуй, компьютер!
1.  Компьютер — наш помощник
2.  Рабочий стол
3.  Курсор
4.  Пиктограмма
5.  Программа и ее окно
6.  Меню
7.  Привет и Сочинитель
8.  Контрольная работа

Для перехода к оглавлению книги, можно нажать кнопку с домиком (“идём домой!”):

Оглавление книги “Знакомство с компьютером” Такая кнопка расположена в конце каждого раздела книги.

Чтобы быстро перейти к началу текущей страницы, можно нажать кнопку-шарик слева на страничном поле:

Вверх

Наконец, чтобы закрыть электронную книгу, нужно щёлкнуть на кнопке с крестиком в правом верхнем углу окна, в котором отображается книга:

Кнопка, закрывающая окно

Азы информатики RU 2000/2010 © А.А.Дуванов

Вверх Выход из читального зала