Курс информатики для начальной и средней школы

Часть IV. Алгоритмы 2 + Графика 2

Работают 3 первых урока в теме 1.
Тема 1 (уроки 01–08) Кукарача. Часть 2. Рекурсия
  • Урок 1. Программирование для Кукарачи. Повторение
  • Урок 2. Кукарача хочет укусить себя за хвост
  • Урок 3. Рекурсивное погружение
  • Урок 4. Рекурсивные пружинки
    Задачи | Зачёт 1 | Зачёт 2 | Задание
  • Урок 5. Приёмы рекурсивного программирования
    Задачи | Зачёт | Задание
  • Урок 6. Лексические анализаторы
    Задачи 1 | Задачи 2 | Зачёт | Задание
  • Урок 7. Постановочные задачи
    Задачи | Зачёт | Задание
  • Урок 8. Рекурсия. Повторение
    Зачёт 1 | Зачёт 2 | Задание
  • Задачник
    Простые | Средние 1 | Средние 2 | Сложные 1 | Сложные 2 | Трудные
Тема 2 (уроки 09–17) Графика
Тема 3. Scratch

Слово к ученику

Кукарача Это снова я — Кукарача!

Лето закончилось, это немного грустно, но есть и хорошая новость: я снова вижу своих студентов на уроках роботландской информатики! Вот что ожидает нас в этом учебном году:

  1. Тема 1. Кукарача. Часть 2. Рекурсия

    «Рекурсия! Удивительный змей, кусающий себя за хвост! И здесь главное — вовремя остановиться, иначе можно незаметно скушать себя целиком», — так говорит Вася про рекурсию, намекая, что только конечная рекурсия полезна на практике, и её проявления поистине удивительны!

    Рекурсия — мощное средство, для которого непременно должно найтись место в инструментальном чемоданчике математика и программиста.

    С одной стороны, рекурсия — это повторение. Но это не цикл ПОВТОРИ и не цикл ПОКА, которые изучались в прошлом году.

    Рекурсивное повторение в программировании выполняется при помощи рекурсивных процедур.

    Рекурсивная процедура — это такая процедура, которая в процессе работы вызывает саму себя.

    Ниже показан пример рекурсивной процедуры.

    Процедура Поиск — рекурсивная (вызывает саму себя)

    Вы знаете, что в СКИ Кукарачи нет команд для работы с числами: у этого исполнителя нет возможности ни складывать, ни умножать, ни вычитать, ни делить числа. В его среде нет ячеек памяти, в которых можно было бы хранить числа и результаты действий с ними.

    У Кукарачи нет средств для работы с числами

    Трудно поверить, но рекурсия помогает Кукараче выполнять арифметические действия!

    А какие короткие и красивые программы получаются с использованием рекурсии!

    При помощи рекурсии в среде Кукарачи можно даже создавать новых исполнителей, а на его языке писать для них интерпретаторы!

    Иными словами, настоящее волшебство гарантируется!

  2. Тема 2. Графика

    В прошлом году постигались азы конструирования растрового рисунка и приёмы обработки растровых изображений (в том числе и фотографий).

    Теперь на уроках Роботландской школы новая графическая тема — конструирование векторного рисунка.

    Кратко о разнице между растровым и векторным рисунком можно сказать так: растровый рисунок — это таблица с цветами точек прямоугольника, содержащего изображение (таблица записывается по строкам); векторный рисунок — это набор параметров для построения фигур (например, координаты центра, радиус и цвет для построения круга).

    Растровое изображение — слева, векторное — справа

    Преимущества векторной графики назывались в прошлогодней части курса:

    • Преобразования рисунка и его частей (масштабирование, повороты, наклоны) выполняются без искажений.
    • Графический файл в векторном формате гораздо меньше по объёму файла в растровом формате.
    • Рисовать быстрее и проще: рисунок создаётся конструированием объекта из деталей — других объектов.
    • Любую часть рисунка (объект) в любой момент можно редактировать независимо от других частей (объектов).
    • Векторные редакторы способны прорисовывать детали с большой точностью (до миллиона точек на дюйм — сотых долей микрона).
  3. Тема 3. Scratch

    Скретч — это среда программирования, в которой программа конструируется (собирается) из готовых блоков на экране компьютера.

    В среде Скретч можно создать собственный мультфильм, компьютерную игру, собрать программу для решения сложных алгоритмических задач.

По всему, похоже, предстоит увлекательный роботландский учебный год.

Итак, вперёд в Роботландию!